Нам 10 лет! Сайт Министерства образования и науки РФ
Главное меню
> Новости
> Проекты
> Конкурсы
> Опыт педагогов Оренбуржья
> Концептуальные материалы
> ЧАТ
> Полезные ссылки
> Форум
> Рассылки
> Образовательные услуги
> Издательская деятельность
> Государственные услуги
> Независимая оценка качества образования
> Информационные материалы, статистика
> Государственная итоговая аттестация
> Региональная система оценки качества
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Статистика
Пользователей: 4963
Новостей: 2954
Ссылок: 304
Посетителей: 37403593
Экспорт новостей
Экспорт наших новостей на Ваш сайт

Государственные услуги

Персональныеданные.дети

Структура учреждения / Партнеры / Контакты / Сведения об учреждении / Образовательные услуги
Нам 10 лет!
Итоги Всероссийского семинара-совещания по вопросам обеспечения ОУ учебной литературой Печать E-mail
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 

14-16 декабря 2011 года в г. Москве состоялся организованный Ассоциацией «Российский учебник» Всероссийский семинар-совещание по вопросам обеспечения общеобразовательных учреждений учебной литературой в 2012 году на тему «Современный школьный учебник: качество и доступность».
Участниками семинара стали руководители региональных методических служб, методисты и специалисты по учебному обеспечению региональных органов, осуществляющих управление в сфере образования, представители книготорговых структур.

Основными вопросами, предложенными организаторами семинара для широкого обсуждения, стали:
- «Учебная литература в процессе внедрения новых ФГОС»;
-   «Инновации в учебном книгоиздании для общеобразовательной школы».

В контексте первого вопроса концептуальные подходы к учебному обеспечению в процессе внедрения новых образовательных стандартов были обозначены в выступлениях заместителя председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ О.Н. Смолина, заместителя министра образования и науки РФ М.В. Дулинова, представителей ведущих издательств в сфере учебного книгоиздания.

В частности, О.Н. Смолин отметил, что о необходимости модернизации образовательной сферы, развития образовательного потенциала государства говорят специальные социологические исследования, проведенные в 2011 году, в результате которых было выявлено 32% неграмотного населения страны. Он рассказал об активно ведущейся совместной с министерством образования и науки РФ работе по согласованию 2-х проектов Закона об образовании - правительственного и думского, по вопросам распределения расходов государства на образование, определения роли и места педагога в образовательном процессе, реализации единой государственной политики, основанной на Конституции РФ, в аспекте соблюдения социальных прав педагогических работников.

О.Н. Смолин отметил необходимость ликвидации существующего высокого уровня неравенства финансирования закупок учебной литературы в разных регионах России; уменьшения уровня налогообложения с издательств, выпускающих учебную литературу; усиление влияния нормативно-правовой базы новых ФГОС на разработку учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Говоря о содержании учебного обеспечения новых стандартов, он подчеркнул, что основные   успехи   современной   науки   достигнуты   на   стыке   различных направлений научного знания. Поэтому необходим классический набор предметов и, соответственно, обеспечивающих их реализацию учебников.

М.В. Дулинов в своем выступлении отметил, что содержание учебной литературы должно, в первую очередь, отражать метапредметную направленность учебного процесса, его интегративность. Информационная и методическая задача реализации новых образовательных стандартов и обеспечивающих ее учебников - формирование у ученика целостного взгляда на окружающий мир. Именно поэтому так важен системный подход к созданию учебных пособий.

Вместе с тем, заместителем министра образования РФ (а вслед за ним многими представителями издательств) было отмечено, что в существующих нормативных актах отсутствуют четкие критерии понятия системы учебников. Это привело к тому, что представленные рядом издательств системы концептуально и содержательно разрознены, и от них пока больше вреда, чем пользы. Если включать в Федеральный перечень учебной литературы только наработанные на сегодняшний день системы, то возникает ситуация, когда хороший метапредметный учебник, не попадая в ту или иную систему, может не попасть в школу.

Но если создание систем учебников на сегодняшний день требует нормативной и концептуальной доработки, то завершенные предметные линии учебников и сопутствующих им учебно-наглядных пособий и составляют содержание размещенного на сайте МОиН РФ для ознакомления и обсуждения перечня учебной литературы для использования в общеобразовательных учреждениях в 2012-2013 учебном году.

М.В. Дулинов проинформировал участников семинара о следующем:
1.  В Федеральном перечне учебной литературы на 2012-2013 учебный год свыше 2000 учебников, из них более 800 - новых.
2.   Незыблемым остается право учителей на использование любого учебника, входящего в Федеральный перечень.
3.   Постановлением Правительства РФ №164 от 11.03.2011 г. «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования» регионам за 3 года будут выделены субсидии в размере 120 млрд. рублей, включающие в себя расходы в том числе и на пополнение школьных библиотек.
3. Норматив субвенций, выданных общеобразовательным учреждениям на учебные расходы, включает в себя и расходы на приобретение учебников. Данные расходы регламентируются локальными актами образовательного учреждения.
4.   К сожалению, в МОиН РФ есть много фактов использования в общеобразовательных учреждениях учебников, не входящих в Федеральный перечень, что совершенно недопустимо.

В рамках семинара издательства, входящие в Ассоциацию «Российский учебник», познакомили представителей регионов с новыми или обновленными линиями учебников. Наибольший интерес вызвало выступление члена-корреспондента РАО, заведующего Отделом начального образования Института содержания и методов обучения РАО, руководителя авторского коллектива по созданию учебного пособия для начальной школы издательства «Вентана-Граф» в рамках актуальной на сегодняшний день предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф.Виноградовой.

Н.Ф. Виноградова в своем выступлении подчеркнула, что в декабре 2009 года во ФГОС введена новая предметная область (не предмет!), призванная акцентировать внимание при реализации учебного процесса на развитии в учащихся личностных духовно-нравственных качеств.

Концептуальные подходы Н.Ф. Виноградовой к реализации предметно области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
-  согласно Конституции РФ Церковь отделена от государства, поэтому преподавание в рамках вышеуказанной предметной области должно носить светский характер;
-   учебная программа и реализующее её учебное пособие должны основываться на принципе историко-культурологического подхода, основанного как на культурных традициях российского народа, так и на традиционных для него религиозных воззрениях;
-  в связи с вышесказанным данная предметная область может быть реализована при помощи различных предметных линий учебников, а не только широко внедряемого в учебный процесс модульного учебника «Основы религиозных культур и светской этики» издательства «Просвещение».

Представители некоторых издательств, выпускающих учебную литературу, обозначили ряд вопросов, требующих особого внимания:
-  влияние нормативно-правовой базы новых ФГОС на разработку учебно-методического         обеспечения         образовательного         процесса (издательство «Академкнига/Учебник»);
-  новые подходы к оценке достижений учащихся в предметной линии в соответствии с новыми образовательными стандартами (издательство «Интеллект-Центр»);
-   возможности электронного образовательного комплекса в организации образовательного процесса в современной школе (издательства «Бином/Лаборатория знаний», «Академкнига/Учебник»);
-   возможности инновационного УМК «История России: XIX век» (издательство "Клио Софт") и ряд других.

Выступления представителей издательств, а также презентации их предметных линий, входящих в Федеральный перечень учебной литературы, рекомендованной и допущенной к использованию в образовательных учреждениях в 2012-2013 учебном году, можно получить в электронном виде в отделе «Развитие и обеспечение библиотечных фондов образовательных учреждений, связей с издательствами» ГБУ РЦРО (г. Оренбург, ул. Пушкинская, д. 24, Казакбаева Р.З.)


 

Министерство образования Оренбургской области

Рособрнадзор

ФГБУ «Федеральный центр тестирования»

ФИПИ

ЕГЭ

ГИА9

Результаты ЕГЭ

ЕГЭ

Сеть творческих учителей

Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества

Информационные технологии для старшего поколения

Сайт ДО

Блог РЦДО

ORENWIKI.RU

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний



г. Оренбург. Государственное бюджетное учреждение "Региональный центр развития образования"

Национальный фонд подготовки кадров

При поддержке наших партнеров:
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ПРОЕКТ "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ"
КОМПОНЕНТ В
"ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ"
ELSP/B1/Gr/004 "Интернет-поддержка профессионального развития педагогов"

www.ntf.ru

Дорогу осилит идущий

Страница сгенерирована за 0.025363 секунд